Вспоминают Эльну Александровну Орлову в основном как выдающегося ученого и яркого неординарного человека. Ее научные достижения широко представлены в ее книгах и публикациях. Также общеизвестно, что Эльна Александровна глубоко разбиралась в искусстве, обладала безупречным вкусом и эстетическим чутьем. Искусство как специализированная область культуры представляла для нее и исследовательский интерес, что нашло отражение в ее научных работах. Вместе с тем с образцами ее собственного творчества, раскрывающими ее художественную одаренность, были знакомы лишь немногие близкие друзья.
Эльна Александровна любила рисовать. Как она сама признавалась, из всех видов искусства предпочитала живопись, в которой разбиралась так же хорошо, как и в музыке. В разные периоды жизни рисовала тушью, пробовала пастель, акварель. Современные компьютерные программы позволили ей освоить новые способы и техники рисования.
Рисунки очень хорошо отражают саму Эльну Александровну, ее богатый, многоликий и изменчивый внутренний мир. Ее картинки то многоцветные и яркие, то сдержанно-пастельные, то депрессивно-черные.
Рассматривая оставленные ею рисунки, замечаешь, что рисование было для Эльны Александровны не только формой самовыражения и способом сублимации. Скорее она использовала возможности живописи в образном освоении реальности как еще один способ постижения окружающего мира. Об этом свидетельствуют и тематика ее рисунков, и используемые техники.
Если попытаться сгруппировать рисунки по темам, можно обнаружить преобладание абстрактных работ, посвященных основным научным проблемам и вопросам, с которыми Э.А.Орлова работала как ученый. Ее интересовали механизмы динамики культуры, как происходит формирование и становление явлений и событий культуры. Языком живописи, используя формы, линии и цвет в качестве исследовательских инструментов, Эльна Александровна репрезентирует свои научные представления о различных аспектах интересующих ее проблем. Для примера выделим такие тематические группы:
- процессы порождения («Взрыв», «Начало порядка», «Порождение», «Возникновение», «Случайные формы в движении», «Вспышки» и др.),
- явления, феномены («Параллельное существование», «Поле», «Одно сквозь другое», «Повышение резкости», «Прорывы», «За сеткой», «Нереальное», «Различение», «Исчезновение», «Пространство интерсубъективности», «Свет оттуда» и др.),
- состояния («Тревожность», «Сон», «Иллюзии», «Иллюзорное счастье», «Безрадостно», «В миноре» и др.),
- процессы («Волны», «Вращение», «Рассеяние», «Искажение», «Структурирование» и др.),
- социальные проблемы и культурные явления («Образ бедности», «Разрушенная целостность», «Модерн», «Город сквозь сетку», «Гламур», «Экзотика»).
Разумеется, предложенная «классификация» является условной и неполной, не все картины получается однозначно отнести к конкретной (тоже условной) теме. А вот рисунок под символичным названием «Результат анализа целого» напрямую отсылает к научной тематике.
Конечно, Эльна Александровна выражала в рисунках и непосредственно свое эмоциональное состояние, настроение, рисовала природные явления и объекты («Пасмурный день», «Облака», «Туман», «Одуванчики», «Рыбы», «Птицы», всевозможные пейзажи).
Знакомство с рисунками Э.А.Орловой дополняет ее портрет и как ученого и как человека. Ее исследовательскую манеру отличает поиск, экспериментирование, смелость в постановке научных проблем и преодолении в процессе познания общепринятых границ. Она не только искала пути решения проблемы конвергенции естественнонаучного и гуманитарного подходов в культурологии (см. воспоминания Розина В.М.), но и оставила нам образцы репрезентации научных представлений и понятий средствами изобразительного искусства.
Савина Ирина Владимировна

Взрыв 2015

























































































































