Рисунки

Вспоминают Эльну Александровну Орлову в основном как выдающегося ученого и яркого неординарного человека. Ее научные достижения широко представлены в ее книгах и публикациях. Также общеизвестно, что Эльна Александровна глубоко разбиралась в искусстве, обладала безупречным вкусом и эстетическим чутьем. Искусство как специализированная область культуры представляла для нее и исследовательский интерес, что нашло отражение в ее научных работах. Вместе с тем с образцами ее собственного творчества, раскрывающими ее художественную одаренность, были знакомы лишь немногие близкие друзья.

Эльна Александровна любила рисовать. Как она сама признавалась, из всех видов искусства предпочитала живопись, в которой разбиралась так же хорошо, как и в музыке. В разные периоды жизни рисовала тушью, пробовала пастель, акварель. Современные компьютерные программы позволили ей освоить новые способы и техники рисования.

Рисунки очень хорошо отражают саму Эльну Александровну, ее богатый, многоликий и изменчивый внутренний мир. Ее картинки то многоцветные и яркие, то сдержанно-пастельные, то депрессивно-черные.

Рассматривая оставленные ею рисунки, замечаешь, что рисование было для Эльны Александровны не только формой самовыражения и способом сублимации. Скорее она использовала возможности живописи в образном освоении реальности как еще один способ постижения окружающего мира. Об этом свидетельствуют и тематика ее рисунков, и используемые техники.

Если попытаться сгруппировать рисунки по темам, можно обнаружить преобладание абстрактных работ, посвященных основным научным проблемам и вопросам, с которыми Э.А.Орлова работала как ученый. Ее интересовали механизмы динамики культуры, как происходит формирование и становление явлений и событий культуры. Языком живописи, используя формы, линии и цвет в качестве исследовательских инструментов, Эльна Александровна репрезентирует свои научные представления о различных аспектах интересующих ее проблем. Для примера выделим такие тематические группы:

  • процессы порождения («Взрыв», «Начало порядка», «Порождение», «Возникновение», «Случайные формы в движении», «Вспышки» и др.),
  • явления, феномены («Параллельное существование», «Поле», «Одно сквозь другое», «Повышение резкости», «Прорывы», «За сеткой», «Нереальное», «Различение», «Исчезновение», «Пространство интерсубъективности», «Свет оттуда» и др.),
  • состояния («Тревожность», «Сон», «Иллюзии», «Иллюзорное счастье», «Безрадостно», «В миноре» и др.),
  • процессы («Волны», «Вращение», «Рассеяние», «Искажение», «Структурирование» и др.),
  • социальные проблемы и культурные явления («Образ бедности», «Разрушенная целостность», «Модерн», «Город сквозь сетку», «Гламур», «Экзотика»).

Разумеется, предложенная «классификация» является условной и неполной, не все картины получается однозначно отнести к конкретной (тоже условной) теме. А вот рисунок под символичным названием «Результат анализа целого» напрямую отсылает к научной тематике.

Конечно, Эльна Александровна выражала в рисунках и непосредственно свое эмоциональное состояние, настроение, рисовала природные явления и объекты («Пасмурный день», «Облака», «Туман», «Одуванчики», «Рыбы», «Птицы», всевозможные пейзажи).

Знакомство с рисунками Э.А.Орловой дополняет ее портрет и как ученого и как человека. Ее исследовательскую манеру отличает поиск, экспериментирование, смелость в постановке научных проблем и преодолении в процессе познания общепринятых границ. Она не только искала пути решения проблемы конвергенции естественнонаучного и гуманитарного подходов в культурологии (см. воспоминания Розина В.М.), но и оставила нам образцы репрезентации научных представлений и понятий средствами изобразительного искусства.

Савина Ирина Владимировна


Взрыв 2015
Иллюзорное счастье 2015
Иллюзорное счастье 2015
Различения 2015
Различения 2015
Видение
Видение 2015

Градиент
Градиент 2015

Структурирование
Структурирование 2015

Пространство интерсубъективности
Пространство интерсубъективности 2015
Безрадостно
Прямоугольники
Бионические формы
Бионические формы 2
Блю
Ветка
Вечер
Вечер 2
Вечер 3
В будущее
Витраж
В миноре
Водоворот
Возникновение
Волны
Волна
Волшебное
Воспоминание о витраже
В полете
Вращение
Вспышки
Вышивка по тюлю
Город сквозь сетку
Гламур
Декорация
Дорога никуда-2
Зарождение форм и линий
Жар-птица
За сеткой
Иллюзия
Иллюзия 2
Иллюзия 3
Искажения
Исчезающие
Исчезновение
Ковер
Конгломерат
Контраст
Круги
Кривые
Ландшафт
кратеры
Линии
Листки бумаги
Модерн
Мозаика 2
Мозаика 3
настроение
Море и облака
Начало порядка
Неон
На черном фоне
Неопознанный объект
Нереальное
Нечто летящее
Образ бедности
Облака
Одно сквозь другое
Одуванчики
Окно в стене
Освещение
Освещение 2
Орган
Отражение желтого в черном
Отражение в стекле
Пасмурный день
Параллельное существование
Пламя
Пламя 2
Пейзаж
Плющ
Повышение резкости
Подводный гламур
Поле
Порождение
После катастрофы
Порождение форм в движении
Прорывы
Птицы
Пустыня
Пуантилизм
Разлетающиеся клочья
Различения
разрушенная целостность
Расcеяние
Результат анализа целого
Рыба
Свет оттуда
Серое и розовое
Силуэт
Сквозь вуаль
Случайные формы
Смешение техник
Сон
Странное освещение
Тревожность
Туман
Тяготение
узор
Унылый пейзаж
Упражнение
Упражнение №1
Упражнение №2
Фактура
Фигура
Фантазия
Фрактальный след
Формы и фигуры
Цветной круг
Цветной хаос
Цветы
Черные цветы
Цветы и силуэт горы
Экзотика
этюд