Жаров Андрей Витальевич

Эльна Александровна Орлова была не просто талантливым ученым и неординарным мыслителем, но и яркой личностью. Устоять перед ее обаянием было невозможно.

Сфера интересов Эльны Александровны была невероятно широка.

Я бы хотел обратить внимание на интерес Эльны Александровны к естественно-научной картине мира.

Эльна Александровна всегда подчеркивала важность методов, свойственных для естественно-научных дисциплин. И этому есть объяснение. Это и ее инженерное образование, и особая атмосфера в семье. Отец – Александр Михайлович — был известным специалистом по обработке камня, кандидатом технических наук, создателем и бессменным руководителем Лаборатории камня , ему было присвоено звание Заслуженный строитель РСФСР, он является автором множества изобретений и патентов.

Эльна Александровна Орлова окончила Московский инженерно-строительный институт и всегда с гордостью говорила о своем инженерном образовании, и именно своим образованием объясняла использование элементов функционализма и структурализма в своих работах.

Эльна Александровна всегда интересовалась новостями о том, что происходит в современных естественных науках, в том числе в астрономии, которой я занимался, как меняется взгляд астрономов на Вселенную.

И безусловно ее очень волновала возможность применения математического аппарата в социологических и антропологических исследованиях. Причем в основном — все выходящее за рамки применения обычной математической статистики.

Со многими коллегами и друзьями Эльна Александровна делилась своими соображениями относительно того, какими функциями могли бы быть описаны те или иные процессы и примеряла к ним кривые – синусоиду, параболу, гиперболу или особо любимую ею эвольвенту.

Эльна Александровна всегда уделяла особое внимание выделению базовых оснований научного метода.

Не случайно последней работой, которую к сожалению Эльна Александровна не успела закончить, была книга, посвященная методологии социокультурных исследований.

Я полагаю, что основные методологические принципы научного исследования, одинаково применимы и к социокультурным , гуманитарным исследованиям, и к естественно-научным исследованиям.

Мне повезло в том, что и в период своего юношеского взросления, и в период своего становления, как ученого, я находился под крылом Эльны Александровны, и она щедро делилась своими идеями, интеллектуальными конструкциями и моделями (как впрочем и со всеми своими подопечными).

Это дало мне возможность сформировать совершенно новый для меня взгляд на цели, задачи и методы научного исследования, на саму суть процесса познания мира. Позволило лучше понять, чем собственно я сам занимаюсь, к каким именно результатам должно стремиться в науке и как их достичь.

Т.е. для меня глубокое понимание Эльной Александровной антропологических, социокультурных оснований научного исследования, как одного из видов человеческой деятельности, позволило по-новому взглянуть на естественно-научные исследования, на их программы, методы, цели и задачи.

Можно сказать , что Эльна Александровна создавала удивительно гармоничный мир, в котором естественно-научные и социально-научные методы не противопоставлялись, а дополняли друг друга и позволяли создать целостную интегрированную картину мира.